Прошёл таки Pillars of Eternity.

"А что, если цикл рождения и смерти - всего лишь способ занять наше внимание?"
фраза из игры, которая характеризует её практически полностью))))

Поначалу игра обнадёжила. Красивые 2dшные фоны, ролевая система с большим количеством возможностей и выборов, любопытная боевая составляющая.
К концу игры я очень от неё устал. Никогда раньше мне так не надоедали однотипные монстры. Никогда я не чувствовал большей бессмысленности в выборах, несмотря на то что формально то там что-то действительно меняется. Это не мои проблемы. Тут практически все варианты одинаково хуёвые. Иногда встречаются лучи адекватности, конечно. И в этих случаях выбор практически исчезает, ибо все остальные варианты - априори полная глупость. Я не хочу участвовать в этом говне. Я хочу всё скорее закончить.

Сюжет как раз и состоит в том, что герой пытается свалить от своей "избранности". Его слегка зацепило машиной, похищающей души, и он от этого стал спонтанным медиумом, способным эти самые души ощущать. Но ему от этого не слишком-то и прикольно, и надо как можно скорее от этого избавиться. Ибо бессонница, и можно рехнуться, видя повсюду следы и отголоски прошлых жизней.
А по пути к избавлению от бессонницы нужно уничтожить древнее тайное общество, остановить воцарение жестокого божества и спасти Дирвуд от проклятия. Хотя последнее опционально. Возвращать пусторожденным детям их законные души я не стал. Как и болтать с главгадом. Задолбало.

Куча дополнительного контента, который разработчики выпустили благодаря успешному кикстартеру (подземелье, охота за головами) приводит к слишком быстрому достижению максимального уровня и открытия финальных способностей. Кроме того, это способствовало тому, что я насмотрелся на монстров и они мне надоели. Успел осознать, что в разнообразии способностей нет ничего интересного. Это просто "нанести урон по такой-то площади, навесить такое-то ослабление, повысить характеристики на столько-то". В начале и середине игры я наслаждался битвами, даже перешёл на высокую сложность (от сложности зависит только количество противников). В конце - наскучило невероятно.
Отсутствуют какие-либо из ряда вон выходящие, запоминающиеся предметы. Очень мало уникальных особенностей у предметов, которые есть - нифига не уникальны. Я конечно очень радовался, найдя перчатки с чумными заклинаниями или меч с бураном, но про них никогда не будут болтать как про "мантию Векны" из БалдурсГейта или посоха Шеогората из Скайрима.
Из интересного - только возможности в одиночку пройти игру парой классов. И всякие примочки для хардкорщиков, усложняющие игру во благо реалистичности.

В игре есть спутники, с которыми можно поболтать, которые реагируют на происходящее и иногда поставляют квесты. На 95% это тоска и обречённость. Только двое из персонажей несут негатива меньше чем позитива. Ещё с одним я не ходил, он м.б. тоже. Поэтому полпартии следовало бы забить безмолвными наёмниками ради поддержания позитивной атмосферы)
Запоминающихся характеров нет. Харизматичных обаяшек ниоч. До крайностей. Не, вы представляете - целая грандиозная вселенная, масштабная ролевая игра - и ни одной фапабельной персонажки!!! Романтиклайнов тоже нет, за исключением заинтересованности одного стражника к шизофренической личности женоподобного эльфика.

Единственное, что сильно меня впечатлило в этой игре (кроме приятной графики, шикарных 2dшных фонов) - это босс подземелья. Это самый невероятный скачок сложности, который я только видел. И по хорошему, чтобы забить такого монстра нужно иметь пару уровней выше максимального - это будет соответствовать масштабу его эпичности. С ним я так и не справился, хотя остальную игру на сложной проходил с удовольствием. Теперь "адровый дракон" будет для меня синонимом тотального пиздеца и ощущения настоящей угрозы, настоящего аденалина.

Финальный босс основного сюжета? Человечек и живые статуи. Почти без интерактивности. Все стоят на местах, и фигачат до кого дотянутся. Четыре минуты без особого разнообразия в происходящем. Разочарован.

Короче, если бы из игры была вырезана вторая половина, то ей можно было бы поставить 4+. А так только 4-. Тленность к концу игры почти гарантирована, хотя поначалу можно вполне чувствовать себя молодцом)))
Перепроходить может тянуть только из за игромеханики - попробовать новый класс или оптимальную тактику. Развилки сюжета интереса не представляют.