20.11.2014 в 08:44
Пишет SteppeFox:"Я ничего не умею". С чего начинается синдром неудачника, и что с этим делать."Я ничего не умею". С чего начинается синдром неудачника, и что с этим делать.
Представьте себе человека, который с младых ногтей делает только то, что ему говорят? Классический ребеночек, старающийся быть "хорошим". Говорят играть - играет, говорят есть кашу - ест, говорят учиться - учится... все равно, чему и как, важен сам факт исполнения. Ведь за ним в лучшем случае следует одобрение, в худшем - отсутствие порицания. Сделал то, что надо - хороший, сделал не то - плохой. Классика.
Где-то лет в семь-десять до ребеночка плавно доходит, что попытка включить свою голову, собственное мнение, инициативу, фантазию - увеличивает шансы сделать НЕ то, что говорят. И не так, как говорят. И быть за это наказанным, отвергнутым и осужденным.
И вот тут начинается выбор направления: смирение или бунт, который окончательно раскрывается в период "трудного возраста". Самый, пожалуй, страшный вариант, когда снаружи, во внешнем поведении подросток бунтует, а внутри себя уже смирился с тем, что он "плохой". "Я и так неправильный, так хоть буду делать то, что и как хочу". И ведь делает. Но не исходя из того, что хочет (и откуда бы ему знать, чего он хочет, на включение своей головы уже стоит блок, как на нечто нежелательное), действия происходят "о противного" - "лишь бы не так, как сказали!" - уже сформированная, готовенькая концепция "нет". Вполне логично, что ничего продуктивного из этих действий не выходит, они не имеют цели, кроме бунта, назло, вопреки. Так появляется убежденность "я не способен ни на что дельное и полезное, от меня один вред".
Но самое гадкое начинается в 18-20, "хороший мальчик/хорошая девочка" окончательно перетекает в "я бесталанное, необучаемое, тупое существо, из которого ничего хорошего не выйдет". А ведь именно в это время наступает момент окончательного "вылупления", выбора направления дальнейшего самостоятельного движения... которого не происходит. Человек совершенно не знает себя, своих склонностей, предрасположенностей, талантов, сильных и слабых сторон. Не умеет эффективно действовать, применяя весь этот инструментарий, данный от рождения и подкрепленный опытом. Опыта было недостаточно, и даже на сами попытки его обрести, наложен запрет, сначала внешний, потом внутренний, добровольный. Для такого человека собственная личность со всем его нераскрытым инструментарием - большая загадка, которую разгадывать не хочется, она уже окрашена в равномерный серый цвет и абсолютно непривлекательна, как объект изучения, не говоря уже о применении. Мотивации - ноль, потому что "А зачем? Все равно ничего не получится". А когда в виде реакции на безынициативность регулярно слышится "ты ленивая тварь, ты просто ленишься" - все, тушите свет, это окончательно убивает любые поптыки поднять голову. Что следует дальше, думаю, и так понятно.
Возникает закономерный вопрос "и что с этим делать?". Лично у меня есть только один ответ - изучать себя, пытаться понять свое устройство. Не бывает в природе людей без сильных сторон, даже у умственно отсталых они имеются, не говоря уже о тех, кто в более-менее здравом уме. Не вышло тогда - так кто мешает сейчас? Отсутствие "смысла"? А вот не надо задавать себе вопрос "зачем я это деалаю?". Не надо. Ты не задаешь вопрос "зачем я ем?" или "зачем я хожу ногами?". Так и здесь. Не хочется писать пространных рассуждений про "прверь в себяя!, ты смоожешь!!" - это прозвучит довольно лицемерно. Достаточно одного вполне выполнимого условия - не думать "зачем?". Это все. А дальше все намного проще, чем можно себя напугать.
Теперь следующий вопрос "как это все делается, с чего начать себя понимать?" Ключами к ответам послужат вполне простые вещи.
1. Собственные реакции - отторжение и притяжение, злость, радость, печаль. На что реагируешь болезненно - там повреждение. Что вызывает радость – это твое. Что вызывает досадное, голодное облегчение – это то, в чем ты нуждаешься, но в твоей жизни этого слишком мало, хорошо бы увеличить. И далее по тексту.
2. Увлечения, те немногие, которые получаются. В них можно найти корни своих предрасположенностей. Особенно, если собрать все свои увлечения и получающиеся дела - от хобби до бытовых манипуляций, вроде мытья посуды, все вместе - и найти между ними одно общее.
3. И самое сложное. Поначалу постараться не оценивать, как «плохое» и «хорошее» то, что в себе накопаешь. Здесь слишком легко ошибиться - у тебя уже «сбит прицел» чужими мнениями о тебе, ты уже рискуешь принять достоинство за недостаток и наоборот. Поначалу просто "складывай в копилку" - на это я реагирую так, вот это мне нужно, вот этого я терпеть не могу, вот это у меня выходит, вот это вообще не от меня запчасть. С остальным потом разберешься.
И самое важное. У «тупого неудачника» выход есть, у «хорошего мальчика/хорошей девочки» - почти нет. И если ты «тупой неудачник», это говорит о том, что ты однажды твоя подбитая на оба крыла личность уже восстала против токсичной «хорошести» и смогла ее в себе не укоренить окончательно, и тем самым спасла себя от окончательного провала. А значит ты сильнее, чем о себе думаешь. Логично же?
URL записиПредставьте себе человека, который с младых ногтей делает только то, что ему говорят? Классический ребеночек, старающийся быть "хорошим". Говорят играть - играет, говорят есть кашу - ест, говорят учиться - учится... все равно, чему и как, важен сам факт исполнения. Ведь за ним в лучшем случае следует одобрение, в худшем - отсутствие порицания. Сделал то, что надо - хороший, сделал не то - плохой. Классика.
Где-то лет в семь-десять до ребеночка плавно доходит, что попытка включить свою голову, собственное мнение, инициативу, фантазию - увеличивает шансы сделать НЕ то, что говорят. И не так, как говорят. И быть за это наказанным, отвергнутым и осужденным.
И вот тут начинается выбор направления: смирение или бунт, который окончательно раскрывается в период "трудного возраста". Самый, пожалуй, страшный вариант, когда снаружи, во внешнем поведении подросток бунтует, а внутри себя уже смирился с тем, что он "плохой". "Я и так неправильный, так хоть буду делать то, что и как хочу". И ведь делает. Но не исходя из того, что хочет (и откуда бы ему знать, чего он хочет, на включение своей головы уже стоит блок, как на нечто нежелательное), действия происходят "о противного" - "лишь бы не так, как сказали!" - уже сформированная, готовенькая концепция "нет". Вполне логично, что ничего продуктивного из этих действий не выходит, они не имеют цели, кроме бунта, назло, вопреки. Так появляется убежденность "я не способен ни на что дельное и полезное, от меня один вред".
Но самое гадкое начинается в 18-20, "хороший мальчик/хорошая девочка" окончательно перетекает в "я бесталанное, необучаемое, тупое существо, из которого ничего хорошего не выйдет". А ведь именно в это время наступает момент окончательного "вылупления", выбора направления дальнейшего самостоятельного движения... которого не происходит. Человек совершенно не знает себя, своих склонностей, предрасположенностей, талантов, сильных и слабых сторон. Не умеет эффективно действовать, применяя весь этот инструментарий, данный от рождения и подкрепленный опытом. Опыта было недостаточно, и даже на сами попытки его обрести, наложен запрет, сначала внешний, потом внутренний, добровольный. Для такого человека собственная личность со всем его нераскрытым инструментарием - большая загадка, которую разгадывать не хочется, она уже окрашена в равномерный серый цвет и абсолютно непривлекательна, как объект изучения, не говоря уже о применении. Мотивации - ноль, потому что "А зачем? Все равно ничего не получится". А когда в виде реакции на безынициативность регулярно слышится "ты ленивая тварь, ты просто ленишься" - все, тушите свет, это окончательно убивает любые поптыки поднять голову. Что следует дальше, думаю, и так понятно.
Возникает закономерный вопрос "и что с этим делать?". Лично у меня есть только один ответ - изучать себя, пытаться понять свое устройство. Не бывает в природе людей без сильных сторон, даже у умственно отсталых они имеются, не говоря уже о тех, кто в более-менее здравом уме. Не вышло тогда - так кто мешает сейчас? Отсутствие "смысла"? А вот не надо задавать себе вопрос "зачем я это деалаю?". Не надо. Ты не задаешь вопрос "зачем я ем?" или "зачем я хожу ногами?". Так и здесь. Не хочется писать пространных рассуждений про "прверь в себяя!, ты смоожешь!!" - это прозвучит довольно лицемерно. Достаточно одного вполне выполнимого условия - не думать "зачем?". Это все. А дальше все намного проще, чем можно себя напугать.
Теперь следующий вопрос "как это все делается, с чего начать себя понимать?" Ключами к ответам послужат вполне простые вещи.
1. Собственные реакции - отторжение и притяжение, злость, радость, печаль. На что реагируешь болезненно - там повреждение. Что вызывает радость – это твое. Что вызывает досадное, голодное облегчение – это то, в чем ты нуждаешься, но в твоей жизни этого слишком мало, хорошо бы увеличить. И далее по тексту.
2. Увлечения, те немногие, которые получаются. В них можно найти корни своих предрасположенностей. Особенно, если собрать все свои увлечения и получающиеся дела - от хобби до бытовых манипуляций, вроде мытья посуды, все вместе - и найти между ними одно общее.
3. И самое сложное. Поначалу постараться не оценивать, как «плохое» и «хорошее» то, что в себе накопаешь. Здесь слишком легко ошибиться - у тебя уже «сбит прицел» чужими мнениями о тебе, ты уже рискуешь принять достоинство за недостаток и наоборот. Поначалу просто "складывай в копилку" - на это я реагирую так, вот это мне нужно, вот этого я терпеть не могу, вот это у меня выходит, вот это вообще не от меня запчасть. С остальным потом разберешься.
И самое важное. У «тупого неудачника» выход есть, у «хорошего мальчика/хорошей девочки» - почти нет. И если ты «тупой неудачник», это говорит о том, что ты однажды твоя подбитая на оба крыла личность уже восстала против токсичной «хорошести» и смогла ее в себе не укоренить окончательно, и тем самым спасла себя от окончательного провала. А значит ты сильнее, чем о себе думаешь. Логично же?
@темы: оставлю это здесь
А действие без причины "зачем" - это всё равно действие, всё равно опыт и прокачка навыка. И это, знаешь, такая фрактальная причина. "Просто так", которое отталкивается от стремления развиться, если ты уже решился принять эту концепцию однажды.